Справка: Джим Роджерс (Jim Rogers) — легендарный инвестор, вместе с Джорджем Соросом основал фонд Quantum, который показал доходность 4200% с 1970 по 1980 годы. Это средняя прибыль 38% годовых. После этого Роджерс вышел на пенсию в 37 лет и дважды объехал мир на мотоцикле и адаптированном Мерседесе, проехав более 400 тыс км и посетив 116 стран.
После этого Джим стал знаменитым экспертом по рынкам, который не боится выражать свое личное мнение. Роджерс, называющий себя худшим маркет-таймером в мире, предпочитает масштабный подход, инвестируя сразу в целые страны, индустрии или товарные активы. Он известен критикой действий ФРС США, предрекая крах системы.
Джим Роджерс является автором нескольких замечательных книг об инвестициях и политике. Он является одним из основателей подхода «инвестиций на местах» в развивающиеся и пограничные рынки по всему миру.
Когда такой человек говорит о глобальных трендах, происходящих в мире, имеет смысл прислушаться.
Сейчас Джим Роджерс живет в Сингапуре, и недавно дал интервью. Мы предлагаем вам с ним ознакомиться.
Вопрос: Джим, что вы думаете о происходящих сейчас в мире событиях?
Джим Роджерс: В мире будет много проблем из-за сильно разросшегося за последние 8 лет долга. Всё будет серьезно, хуже, чем глобальный финансовый кризис 2008-2009 годов, потому что сейчас накоплено намного больше долгов. Например, долг Федеральной резервной системы США вырос более чем в 6 раз.
Это затронет и Азию. В 2008 у Азии был большой запас на черный день. Но сейчас большая его часть уже потрачена. И у Китая сейчас много долгов. В этот раз всё будет хуже.

Вопрос: Это звучит ужасно. Как инвесторам стоит подготовиться к этим событиям, как защитить себя?
Джим Роджерс: Хороший вопрос. Я держу короткие продажи американского рынка (когда вы держите короткие продажи или «шортите» — это значит, что вы продали с ожиданием выкупить обратно позднее; это способ заработать от понижения цены на актив — прим. ред.). Рынки США по-прежнему находятся на исторических максимумах. На Нью-Йоркской бирже в 2015 года вдвое больше акций упали, нежели выросли. Индексы тащили вверх всего около 10 огромных корпораций, которые имеют большую долю в индексах. Таким образом рынки деградировали. Понятно, что тут есть много скрытых проблем.

График ниже показывает, как несколько больших технологических акций на бирже NASDAQ вытянули показатели всего индекса.

Я инвестирую в Китай. Это не потому, что я не ожидаю там проблем. Но рынок уже очень сильно упал.
Вопрос: Что насчет валют?
Джим Роджерс: Хотя я «шортю» рынки США, я занимаю длинную позицию по доллару (длинная позиция — «лонг» — когда вы покупаете актив в ожидании, что он вырастет в цене; это противоположность «шорта» — прим. ред.). Во времена всеобщей суматохи, которую, как я думаю, мы скоро увидим, люди ищут безопасное убежище. У доллара США много проблем, но он обычно был лучшим убежищем в плохие времена. И я не хочу покупать евро или йену — у них хватает своих проблем.
В какой-то момент американский доллар будет сильно переоценен. И уже сейчас многие занимают по доллару длинные позиции, что меня беспокоит. Если раздуется сильный пузырь, будет пора продавать. После этого я бы переходил в китайские юани или драгоценные металлы или что-то еще, в зависимости от того, что будет происходить в мире.
Помимо этого людям стоит научиться делать короткие продажи. Это лучший способ заработать на рынках в моменты падений.
Вопрос: Что насчет облигаций?
Джим Роджерс: Я «шортю» мусорные облигации (облигации компаний с очень низкими кредитными рейтингами). Процентные ставки низки (и отрицательны на многих рынках), потому что центральные банки делают всё, чтобы «спасти» нас.
Но в итоге центральные банкиры потерпят неудачу. У рынка больше денег, чем у них. В какой-то момент рынок и инвесторы скажут: «Нам больше не нужны ваши бумажки». До тех пор политики будут говорить: «Не волнуйтесь, мы вас спасем». И мы еще увидим несколько ралли в процессе. Но в итоге все будет кончено. К 2017 году повсюду будет катастрофа.
Вопрос: Вы долго имели позитивные взгляды на сельское хозяйство. Что вы думаете сейчас?
Джим Роджерс: Я сейчас не владею сельскохозяйственной землей. Возможно имеет смысл ее покупать. Это один из немногих активов, которые я бы сейчас покупал. Пока бумажные деньги продолжают обесцениваться, вам будут нужны физические активы (которые можно подержать или потрогать), чтобы спасти себя.
Товарный индекс, который я создал (называется Rogers International Commodity Index, торгуется на NYSE под тикером RJI), превзошел другие индексы. Поскольку другие были бесполезны, то пришлось создать свой индекс, чтобы вкладывать собственные деньги.
Вопрос: Расскажите о своих последних соображениях по Китаю.
Джим Роджерс: Китай продолжает делать свою валюту все более открытой (более свободно торгуемой на международных рынках, менее контролируемой). Они делают правильные вещи. Они говорят, что позволяет ей плавать в зависимости от корзины валют.

На их месте я бы позволил валюте свободно плавать. И они двигаются в этом направлении. Если и когда китайская валюта станет полностью свободно конвертируемой, она вероятно немного упадет — поскольку она была самой сильной валютой мира за последние десять лет. Поэтому ей нужно будет консолидироваться, и возможно некоторые люди в Китае захотят вывести свои деньги. Как я уже говорил, когда доллар США станет переоценен, я буду вероятно покупать ренминби (юани — прим. ред.).
Вопрос: Если бы вы покупали активы для пенсионных счетов двух ваших дочерей, во что бы вы инвестировали? Другими словами, как вы видите поведение рынков в долгосрочной перспективе?
Джим Роджерс: Если бы вы продали акции США в 1916, то вероятно выглядели бы умным в течение года или двух. Но в течение века США, конечно, были крупной историей. И в ближайшие десятилетия Китай продолжит расти. И это будет большая история. С таким горизонтом инвестиций я бы покупал акции китайских компаний, несмотря на сложности, которые Китай испытывает сейчас и продолжит испытывать в ближайшие месяцы.
Что еще? Возможно, золото. Оно сохраняет свою стоимость на протяжении длительного времени. Да, и ферму в Северной Корее. Я сильно верю в сельское хозяйство и фермерские земли. И в конце концов Северная Корея присоединится к остальному миру.
Вопрос: Какие другие рынки или активы бросаются вам в глаза?
Джим Роджерс: Я недавно купил японскую йену, только потому, что так много людей её шортят. Но я бы не покупал её как долгосрочное вложение.
Помимо этого я держу несколько рынков на радаре. Казахстан очень дешев, и правительство делает правильные шаги. Похожие вещи я вижу в Нигерии. Венесуэла сейчас в катастрофе. Обычно если вы покупаете во время таких ужасных катастроф, оно себя оправдывает через несколько лет или десятилетие. Я вижу потенциал в этих рынках, хотя сейчас туда не инвестирую. Мне нравится Северная Корея, но нет хорошего способа вкладывать в неё.
В целом сейчас опасные времена. Людям стоит озаботиться и подготовиться. Будет невесело.
Вопрос: Что вы думаете о цене на нефть?
Джим Роджерс: Нефть находится в процессе формирования сложного дна, которое вероятно будет в этом году. Поэтому я и смотрю на те страны, что я упомянул выше (все из них сильно зависят от нефти). Я также смотрю на Иран. И я смотрю, что бы еще добавить к моим позициям в России. Я хочу купить больше российских государственных облигаций в рублях и акций российских компаний.

Вопрос: Что насчет золота?
Джим Роджерс: Я сейчас не покупаю золото (у Джима Роджерса уже очень приличная позиция по золоту, и он говорит о том, что не увеличивает её сейчас — прим. ред.). Оно росло четыре раза за последние три года на 15-20%. Я не добавляю на текущем росте. «Золотые быки» скажут, что худшее позади. Но помните, что золото росло подобным образом уже несколько раз. Я бы лучше купил сельское хозяйство, если бы мне были нужны твердые активы. На мой взгляд это еще не конец коррекции по золоту.
Вопрос: Последний вопрос. Что вы читаете, чтобы быть в курсе того, что происходит в мире? Каковы ваши источники информации?
Джим Роджерс: Я читаю Financial Times и Wall Street Journal. Я читаю многие вещи в интернете. Некоторые совершенно безрассудные, но вы должны знать, что делают и безрассудные люди.
Вопрос: Джим, спасибо большое за ваше время.
Джим Роджерс: Спасибо вам.
Послесловие редактора. В инвестиционных идеях Smart Value мы проповедуем и применяем подходы, весьма схожие с философией Джима Роджерса.
Если же вы хотите инвестировать без постоянного наблюдения за рынками или еще не уверены настолько в своих силах, вам следует познакомиться с пассивными стратегиями управления инвестициями.
Я вместе с «Академией ГлавИнвест» приглашаю вас на онлайн семинар по пассивному инвестированию для начинающих. Особое внимание мы уделим российскому рынку, который Джим Роджерс сейчас считает очень перспективным. Подробную информацию о вебинаре вы найдете здесь.
Успешных инвестиций,
Филипп.